T

Быстрая модА:

потребительский рай или болезнь человечества

Тим Ильясов

Быстрая мода, благо или всемирная катастрофа? Экономическое чудо или гибель капитализма? Победительница дефицита или убийца индивидуальности? Попробуем разобраться, ибо у «быстрой моды» есть как рьяные противники, так и сторонники.



Я работаю в индустрии моды, в самой ее гуще, и, казалось бы, должен ратовать за ее бесконечный рост, подстегивая потребление, но каждый раз на огромной международной торговой выставке в Москве, Париже, Милане или Шанхае мне хочется кричать: «Горшочек не вари! Хватит! Достаточно!»

Ежегодно в мире производится более 

80 миллиардов предметов одежды!

Увы, в жизни индустрии моды, так же, как и в сказке про золотую антилопу, есть правило: золото будет сыпаться на тебя рекой, пока ты не скажешь «Хватит!». После этого оно превратится в черепки и погребет заживо, как Раджу, однако, быстрая мода, боясь быть похороненной под черепками, такими темпами задохнется под весом навалившегося золота.

Три триллиона долларов — таков ежегодный оборот индустрии моды, это баснословные цифры, которые основаны, увы, не на плодах цивилизационного развития. В шестидесятые годы в США производилось девяносто процентов, продаваемой внутри страны одежды, к 2015 году эта цифра снизилась до трех процентов. В те же шестидесятые женщина позволяла себе весьма скромное количество блуз и платьев, которые носила не менее пары лет. Сейчас, в западном пространстве, количество вещей в гардеробах исчисляется десятками, а срок службы одного изделия порой не дотягивает и до полугода. 


Срок службы одного изделия порой не дотягивает и до полугода.

Еще одно важное замечание: одежда — единственный объект экономики, чья стоимость не просто не растет, но уменьшается. Как это ни странно, но с каждым годом одежда становится все дешевле и дешевле.

H&M в Москве приглашает на распродажу, где можно купить футболку за 250 рублей и джинсы за 1000! 250 рублей — это одна чашка кофе в хорошей кофейне, 5 пакетов недорогого молока или 5 поездок на метро. Можно ли было еще 30 лет назад представить, что за стоимость пяти поездок на метро можно приобрести предмет гардероба? Однозначно, нет. И, с одной стороны, такая доступность одежды — определенное благо: теперь можно сносно и даже модно одеться, располагая весьма скромными деньгами. С другой стороны, задумываемся ли мы о настоящей цене этой возможности?

Для того, чтобы стоимость одежды сокращалась, производители урезают зарплаты швей и переносят производства в дешевые, порой аварийные, помещения, что влечет за собой катастрофы.

На фабрике «Рана Плаза» в Бангладеш производилась одежда для масс-маркета, рабочие подмечали опасные трещины в здании и жаловались руководству, но остановить машину нельзя, нужно сдавать партию за партией, чтобы кормить модных гигантов. Фабрика обрушилась, похоронив под собой сотни сотрудников. В «Рана Плаза» погибли 1129 человек, и это не единственный случай.

На фабриках не редки пожары, самые страшные унесли жизни почти 500 человек. Подвергая свою жизнь риску, швеи на этих фабриках получают, в среднем, 10–20 долларов. Такая экономия на производстве позволяет гиганту рынка — компании Н&М ежегодно зарабатывать 18 миллиардов долларов. 



Приходя в магазин, чтобы выбрать материал для пошива платья или жакета, мы долго, кропотливо подбираем ткань идеальную по цвету, фактуре, составу. Приходя в магазин масс-маркета, при выборе одежды состав играет чуть ли не последнюю роль, когда цена так заманчива. Все чаще мы задумываемся о качестве еды, предпочитая органические продукты, но забываем о том, что одежда, которую мы носим, соприкасаясь с нашим телом постоянно, так же влияет на здоровье, как и продукты питания. Мы отказываемся от консервантов и пальмового масла, но не думаем о том, что генно-модифицированный и обработанный химикатами хлопок, также как и дешевый полиэстер вредны для нашей кожи не меньше, чем конфета с искусственным красителем и «Е» в составе.



Даже если отринуть мысли о страшных условиях производства одежды, разрушительная сила «быстрой моды» очевидна и в гардеробах современных покупателей. Как часто вы произносите: «Мне нечего надеть», глядя в открытый шкаф битком забитый одеждой? Думаю, регулярно. А проблема, меж тем, кроется все в той же быстрой моде.




Покупатель перестал размышлять, он просто берет.

Увидев модный образ в инстаграм, потребитель в ZARA видит похожую одежду и быстро покупает этот придуманный за него комплект, не сильно задумываясь о том, насколько хорошо новые вещи впишутся в гардероб, идут ли они ему или нет. Главное, что выглядят эти изделия модно, сидят сносно и стоят дешево. 



За последние двадцать лет скорость покупок выросла в разы, покупатель перестал размышлять, он просто берет, а его шкаф заполняется бессмысленными, неподходящими вещами. Клиенты магазинов масс-маркета разучились видеть себя, а плохо одетые люди на улицах стали повальным явлением: где вы взяли это, почему надели на себя, неужели вы не видите, что вам это не идет? И это в мирное время и при отсутствии дефицита! Хочется кричать.





Где вы взяли это, почему надели на себя, неужели вы не видите, что вам это не идет?

Покупая дорогую, качественную вещь или, тем более, принимая решение сшить себе изделие, человек трижды подумает, подходит ему эта вещь или нет, идет ли ему силуэт, хороша ли ткань, и, лишь взвесив все «за» и «против», купит вещь, которую будет носить долго. 





Кавадонга О Ши, автор книги «Феномен Zara», поспорила бы с моей позицией противника быстрой моды (собственно, мы и поспорили, когда госпожа О Ши приезжала с визитом в Москву: разумеется, каждый остался при своем). В книге она представляет Омансио Ортегу — основателя Zara — величайшим гением современности, а его магазины — даром человечеству, которое теперь имеет возможность одеваться модно за малые деньги и в этом есть доля истины, несомненно. Однако, сохраняет ли свою индивидуальность человек в этом «модном»? В Испании, Франции, Турции и России жители крупных городов носят одинаковые куртки и футболки из Zara, H&M или Forever21. Размывается идентичность, как на глобальном, так и на частном уровне. Одежда — это продолжение нас, одежда говорит о нас даже больше, чем наши слова.






Что скажет о человеке модный «лук» из масс-маркета? Ничего.

Невозможно сформировать собственный стиль, уникальный и узнаваемый, обновляя гардероб в соответствии с молниеносными изменениями моды каждые два месяца. Стиль — ценность, которая помогает нам, стиль — это работа, и нередко оттачивают его сшитые на заказ (или самостоятельно) вещи. Сшитая вещь — это идея, которая вынашивается в голове, это тщательный подбор ткани, выбор подходящего фигуре силуэта и, наконец, примерки, которые позволяют корректировать изделие, доводя его до совершенства. Что на выходе? Предмет одежды, который отлично сидит, вписывается в ваш гардероб, долго служит, а главное, является продолжением индивидуальности.






Стиль – ценность, которая помогает нам. Стиль – это работа.

Поддерживать систему, основанную на нищете, страданиях и экологической катастрофе, одеваясь в дешевые вещи, которые не жалко выкинуть через два месяца носки, или все-таки проделать работу и создать вещь, которая будет жить в гардеробе долго и радовать? Решение за вами.







{"width":1400,"column_width":116,"columns_n":12,"gutter":0,"line":16}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: garamond-premier-pro-caption; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}