T
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":263,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-281,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Почему мода ходит по кругу? 

Вся правда о модных циклах. 

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":7,"y":335,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":335,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":-1,"y":335,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":335,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Тим Ильясов

«Платье почти новое, отложу на антресоли, через двадцать лет снова войдет в моду», — сказала условная Валентина Ивановна когда-то в конце восьмидесятых и совершенно забыла о вещи  ее молодости на годы, но прошло чуть больше двух десятилетий и уже дочь  Валентины Ивановны с криком восторга открыла старый чемодан с антресолей,   забрав то самое старое платье в свой гардероб, ибо и его широкие плечи, и проблеск люрекса вновь оказались на пике популярности.  Мода ходит по кругу? Выходит что так. Но ведь ни корсеты, ни исторические кринолины из эпохи Диора в шифоньеры модниц почему-то так и не вернулись, хотя… Быть может просто цикл появления их дольше, чем, скажем, подплечников и диско-тканей? Давайте попробуем разобраться, что же такое модный цикл и в каком виде возвращаются тенденции прошлого.

                  

к/ф "Летти Линтон", 1932 

к/ф "Смертельное оружие", 1932 

к/ф «Бегущий по лезвию», 1982

Мода во все времена своего существования вдохновлялась историей. Отрицая тенденции недавнего прошлого, как глупые и категорически архаичные, она возносила тренды позапрошлого поколения — вещи, созданные тридцать-сорок лет назад. Одежда трехлетней давности кажется нам не модной, пятилетней — устаревшей, пятнадцатилетней — смешной и глупой, двадцатилетней — винтажной и интересной, пятидесятилетней — элегантной и красивой. Это вопрос смены поколений. Моду делают двадцатилетние, и предметы предыдущего (родительского) поколения отметаются с юношеской горячностью, тогда как вещи бабушек и прабабушек преходя в категорию «ретро», обрастают легендами и начинают влиять на уличную моду, а за тем и на подиум. Сейчас модная молодежь, возглавляемая Гошей Рубчинским и Демной Гвасалией мифологизировала и сделала актуальными образы перестроечной и пост-перестроечной России. Спустя тридцать лет забвения в моду вернулись объемные бомберы, широкие плечи, плащи, напоминающие палатки, сапоги-ботфорты «гармошкой» и широкие джинсы на высокой талии. Однако, широкие плечи появлялись в моде и раньше: особенно они были популярны в 1930-е и 1940-е годы, а позже пришли в моду конца 1970-х точно таким же образом, как и сейчас: их привела ностальгия по мифу. Нынешние подростки не жили в конце 80-х, для них это время молодости родителей, окрашенное ностальгическими воспоминаниями.

«Молодые люди нулевых превратили 1980-е и 90-е в миф»

Точно также в семидесятые годы поступил Ив Сен Лоран, когда придумал винтаж. Для нынешних модников — ностальгически окрашенная молодость родителей (а для кого-то собственное детство) — это конец 80-х, начало 90-х; для Ива Сен Лорана тоже самое — 1930-е — 1940-е. История повторилась. Мода тридцатых, в свою очередь, почерпнула образы из Эдвардианской эпохи 1900–1910-х, когда тоже делался акцент на плечах и талии. Таким образом широкие плечи в модном дамском костюме появлялись стабильно, примерно каждые тридцать-сорок лет: в 1900–1910е, 1930–1940-е, 1970–1980-е, наконец теперь в середине 2010-х. Если система в корне не изменится (что вряд ли), то в течение ближайших трех-пяти лет мы увидим закат моды на широкие плечи, и вернутся они (гипотетически) к 2040–50-м годам. В 2050-х годах будет активно поколение детей нынешних модников подростков: они раскопают на интернет-антресолях инстаграмы и блоги своих родителей и модные образы стритстайла 2017 года возродятся на улицах в 2047. 

Итак, первый механизм цикличности моды - это смена поколений и мифологическая ностальгия

Тенденции, обусловленные этим механизмом возвращаются каждые 25-35 лет. Однако, есть циклы моды, связанные с экономическими циклами и политическими событиями. К примеру, в период политического напряжения, который грозит вылиться в войну, моды становятся особенно экстравагантными, а экономические кризисы порождают гламур. Кризис лишает состояния одних и позволяет резко разбогатеть другим. После финансовых кризисов всегда появляются «новые богатые», умудрившиеся извлечь максимальную выгоду из общего краха. «Нувориши» обычно стремятся подчеркнуть свой статус визуальными маркерами: нарочито дорогой одеждой (вспомните хотя бы расточительного великого Гэтсби). Посему, гламур, со свойственными ему блеском и избыточной, театральной роскошью становится стилевой доминантой после кризиса. Так было после великой депрессии в 1930-е, так произошло и после кризиса 1998 года, когда гламур стал главным словом в моде на целое десятилетие вплоть до следующего кризиса 2008 года. Почему, спросите вы, кризис 2008 года не породил гламур? Во-первых породил, но не в западном пространстве, а в Китае, где пышным цветом расцвелаи брендомания и потребление люкса, во-вторых кризис, начавшийся в 2008, как циклический усилился в 2014 году и стало очевидно, что проблемы носят не циклический, а структурный характер: сама система капитализма зашла в тупик. Вы говорите, что мода это поверхностно? Увы, нет. Мода - индикатор состояния мира и серьезные изменения в образах чаще всего связаны с крупными гео-политическими событиями. Тонкие талии, тугие локоны, корсеты и пышные юбки на кринолине вернулись в моду спустя пятьдесят лет забвения в эпоху Нью Лук практически сразу после второй мировой войны, как ответ на предыдущие годы лишений и страха. Женщины (да и мужчины) жаждали красоты, классической, изысканной элегантности прошлого и Кристиан Диор подарил им её. 

Сколько длится модный цикл?


В XIX веке тенденции держались от 5 до 10 лет, сейчас темп жизни и развития моды ускорился, однако цикл движения моды не сильно изменился. Макро-тренды (наиболее общие черты моды, как «оверсайз», например) задерживаются в среднем 7-10 лет, более узкие тенденции (пайетки, цвет хаки, вышивки) держатся 2-3 года, наконец детальные тренды (остро-модные вещи) меняются каждый год.

За семнадцать лет XXI века сменилось уже три модных цикла. 1998-2008 - эпоха гламура и глянца, когда в моде была нарочитая сексуальность, блеск, театральная роскошь и логомания, а балом заправляли глянцевые журналы. Эпоха 2008-2014 получила условное название «хипстерской», это было время «интересной работы», пришедшей на смену

«офисному рабству», время креативных вещей от неизвестных дизайнеров, авторских украшений, галстуков-бабочек, ухоженных бород, широкополых шляп и пальто-халатов конфетных цветов. В 2014 году начался следующий цикл, в котором мы живем сейчас и в данный момент он находится на самом пике, а значит продлится еще пару лет, и потом сменится чем-то категорически новым. Пока же, мы живем в эпоху анти-гламура, воспевающего пост-перестроечный гранж, где в моде спортивный стиль «гопников с района», помноженный на диско-лоск танцплощадок восьмидесятых. Что придет на смену этому грубоватому стилю? Пока мы не можем предсказать точно, но вполне возможно классическая элегантность консервативного стиля с гламурным отблеском вновь вернутся в моду.

{"width":1400,"column_width":233,"columns_n":6,"gutter":0,"line":16}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: garamond-premier-pro-caption; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}